Авторская колонка в «Спорт-Экспрессе» Ильи Казакова – известного телекомментатора, пресс-атташе сборной России в 2005-2015 годах, ныне спортивного обозревателя ВГТРК.
Страна-хозяйка вылетела с Евро, и билеты на оба полуфинала оказались не раскуплены, перепродавались с большим дисконтом.
Виной всему дороговизна? Или что-то иное. Например, та самая «скука», о которой применительно к нынешнему чемпионату Европы не говорил только ленивый.
Это интересный кейс – ценообразование, востребованность, ажиотаж. Сравнивать всегда сложно, но в Катаре полтора года назад на полуфиналах яблоку было негде упасть. Хотя организационные сложности тогда несравнимы с нынешними.
Казалось бы, Европа практически единое безвизовое пространство – лети куда хочешь. В общем, загадка…
Для клубов РПЛ, как и для России в целом, Евро – турнир чужой. Кто-то из нашей премьер-лиги на нём выступил, кто-то туда поехал зрителем, кто-то – журналистом. Но в целом страна смотрела ЧЕ по телевизору.
А клубы старались сделать всё, чтобы не создать ощущения отдалённости от Большого Футбола.
И если присмотреться, этим летом произошли любопытные события.
«Спартак», например, попробовал усилить интеграцию на постсоветской территории. По меньшей мере так выглядят контрольные матчи красно-белых с соперниками из Казахстана и Узбекистана. Год назад москвичи провели спарринг с бакинским «Нефтчи», и этот выбор все объясняли историческими связями «Лукойла» с Азербайджаном. Сейчас география оппонентов по контрольным матчам расширилась. Астана была красно-белой. И уже с этой точки зрения поездка в Казахстан оправдалась.
Ещё больший ажиотаж вызвал Братский кубок. Были ли у организаторов цели по посещаемости, неизвестно (всё-таки жара, отпуска, товарищеский статус соревнований), но то, как прошёл турнир, окончательно развеяло сомнения в том, футбольная ли страна Россия. Главный его итог – рекорд эпохи Fan ID, установленный ЦСКА, 25 тысяч зрителей на игре с «Партизаном». Это почти в три раза выше среднего показателя армейцев в РПЛ. Случилось это во многом благодаря массовому приходу фанатов.
Можно только гадать, что стало главной причиной такой посещаемости Братского кубка в целом, но, вероятно, формула всё же такова: два клуба РПЛ, принимающие соперников у себя дома, и сильная развлекательная программа.
Очевидно, что именно в такой связке можно сейчас рассчитывать на большую аудиторию в межсезонье. Тот же «Зенит», проведя свой летний турнир, прилично отработал на своих матчах (подкачала разве что посещаемость встречи с «Сочи»), но остальные игры в памяти не остались. Для петербуржцев спарринги, похоже, служили только одной цели – дать возможность команде лучше подготовиться к сезону в противостояниях с приличными соперниками. Но не хватило второго хедлайнера для того, чтобы происходило что-то любопытное в моменты, когда «Зенита» не было на поле.
И, тем не менее, налицо три вектора: яркий турнир в Москве, сильная предсезонная подготовка чемпиона в Санкт-Петербурге и новая экспансия «Спартака». Очевидно, что клубы в ситуации, когда Австрия закрыта для летних сборов, ищут иные пути. И заметно, кто и как пытается реализоваться.
А если вспомнить, как свои мероприятия проводит РФС, говорить о падении интереса к футболу в стране нелепо.
Скоро Суперкубок – как раз накануне финала Евро.
Интересно будет сравнить и предматчевые шоу, и вовлеченность стадионов, и организацию в целом.
Ощущение, что у нас получится не хуже.
По материалам «Спорт-Экспресс»