Март ознаменуется началом Лиги Содружества, которая стартует 30-го числа. Участники ведут активную подготовку через тренировочный процесс и регулярные контрольные игры, а также матчи Зимней лиги ДНР и Зимнего Кубка ЛНР, которые «За Футбол!» оперативно освещает. Но сегодня разговор будет не о футболе в его явном виде, а о том, что подпитывает его жизнедеятельность.
Общее руководство проведением Лиги Содружества взял на себя Минспорта России. К финансированию турнира будут привлечены бюджетные средства и внебюджетные, которые предоставит фонд «Наш спорт». Пойдут они, вполне естественно, на оплату спортивных сооружений, проживания/питания команд, судейства, информационного освещения соревнований и других затрат, связанных с организацией. А вот у клубов есть статья затрат, которая является их прерогативой. Назову её – зарплатная ведомость, требующая самостоятельного финансирования.
Вопрос сложный для футбола Донбасса в целом, но акцент всё же сделаю на участниках Лиги Содружества. Именно они идут первым эшелоном по организации действительно профессиональных клубов со своей системой финансирования и входящей в эту систему зарплатной ведомостью.
В нынешней общей обстановке, само собой разумеется, структур, готовых выложить определённую сумму на оплату игроков, у нас не пруд пруди. Что же из этого следует и как выходить из создавшейся ситуации?
Здесь нужно использовать опыт некоторых клубов Российской Премьер-лиги, финансирование которых основано на государственно-частном партнёрстве. Недавно об этой системе рассказал генеральный директор воронежского «Факела» Роман Асхабадзе: «Область даёт нам поддержу в виде определённой суммы, и эти деньги мы в большей степени тратим на детско-юношеский футбол. Нужно признать: без государства весь спорт может зачахнуть, но «Факел» – один из самых удачных примеров государственно-частного партнёрства. Очевидно, что без поддержки области мы не проживём, но мы не просим завышенных сумм». И далее Асхабадзе уточнил, что клуб не имеет задолженностей и последние три года выходит в «плюс». Почему? «Факел» существует по своим возможностям, не предлагая негарантируемых контрактов и не раздувая штат сотрудников.
У нас ещё рановато говорить о «негарантируемых контрактах и раздутых штатах сотрудников». А вот для клубов Донбасса, ещё только формирующихся по-настоящему, государственно-частное партнёрство – это единственный путь стать на ноги, обрести уверенность в движении к профессиональному футболу. Участие государственных структур, их помощь в организации финансированиях наших клубов должны стать сейчас основой формирования, больше скажу, сохранения действительно боеспособных футбольных команд.
Понимаю, что наши республиканские властные структуры вряд ли могут сейчас финансово участвовать в жизнедеятельности клубов, а вот содействовать привлечению спонсоров, предприятий и фирм, руководителям которых дорог футбол Донбасса, думаю, вполне реально. И подключение в данном контексте админресурса пойдёт очень даже во благо нашему футболу. И не надо чураться этого понятия – админресурс. При правильной постановке дела он может стать весьма эффективным рычагом, направленным на позитивное решение сложных вопросов, стоящих перед футболом Донбасса. Причём, речь должна идти не о тактической сиюминутности, а о работе на стратегическую профессиональную перспективу.